Подолец В.В. Что такое Русская и Российская идеи?

Ваше мнение о научном и философском обосновании

Подолец В.В. Что такое Русская и Российская идеи?

Сообщение ДОЛ » 21 июн 2011, 16:16

«Русская идея» — понятие, бывшее очень модным среди интеллектуалов XIX—XX веков. С его помощью философы, политики и писатели пытались нащупать то общее, что связывает народ России в единое целое, и чем он отличается от других народов. Интерес к русской идее вспыхивал периодически и приходился, как правило, на периоды «смут» и неудачных войн. Обществом овладевал страх перед будущим. Возникали мысли о наступающей катастрофе, гибели. Начинался лихорадочный поиск ответа на вечные вопросы: «Кто мы? Что с нами? Кто виноват? Что делать?» И русские интеллигенты пытались на него ответить.

Вот, о чем писал, к примеру, философ В.Иванов (1866—1949) в статье «О русской идее» сразу после поражения страны в Русско-Японской войне и разгрома Первой русской революции.

«Нельзя... не заметить, что вновь ожили и вошли в наш мыслительный обиход некоторые старые слова-лозунги, а, следовательно, и вновь предстали общественному сознанию связанные с этими словами-лозунгами старые проблемы».

Какие же проблемы, уже тогда, полтора века тому назад считавшиеся старыми, волновали интеллектуальную элиту России?

1. Сущность и специфика российского патриотизма. Его роль в развитии самосознания народа, и «национальной идентификации» россиян.

2. Историческая, великодержавная миссия России, а также её народа. Возрождение идеи о Москве как «третьем Риме».

3. Особый исторический путь России в её взаимодействии с другими народами. Соотношения: Россия - Запад, Россия – Восток, Россия - Евразия.

4. Специфика «русской души», характер народа, его традиции, привычки, обычаи, менталитет.

5. Особенности российской культуры, философии, национальных и общечеловеческих ценностей.

6. Пути дальнейшего развития российской государственности, её форм, свободы, демократии, а также роль интеллигенции в их определении.

В этом, далеко не полном многообразии подходов к русской идее тогда и теперь можно обнаружить три основные вектора:

1. Славянофильство - поиск особого пути, попытка закрыться от всего мира (уже тогда в России сформировалась и столетия существовала «служебно-домашняя цивилизация»).

2. Повторение Россией примера, путей более развитых народов Западной Европы (создавших «эго-цивилизацию»). «Западничество». Марксизм, к слову сказать, был отражением именно этого подхода.

3. Органичное соединение, синтез особого российского пути и опыта мирового развития.

В чём я вижу общие черты и недостатки этих теорий русской идеи?

1. Они не указывали конкретных целей, форм и способов изменения и совершенствования общественного устройства. Между тем, недовольство этим устройством в России в начале ХХ века было почти всеобщим.

2. Они были умозрительными, интуитивными, ненаучными и глубоко религиозными.

3. В них не было заботы о конкретных условиях жизни нищих и безграмотных народов, населяющих просторы России. Только война собирала миллионы мужчин в армию. И здесь они могли сообща осмыслить жизнь в стране и мире.

В этих условиях большевистские идеи: «Власть Советам! Земля крестьянам! Мир народам!» - были попаданием «в десятку». Рабочие, солдаты, крестьяне их поняли и пошли за ними. Старое государство и созданная им система управления были сломаны, разрушены. И, обратите внимание, по новому было разрешено противоречие между самоуправлением и управлением в стране и отдельных её институтах.

Вот, когда становится понятным ограниченность вывода марксизма-ленинизма об основном вопросе революции. У Ленина В.И. это – вопрос о власти. На деле, в более широком, сущностном смысле, это – вопрос о новом соотношении управления и самоуправления в обществе, достигшем «точки кипения». Посмотрите на события в северной Африке (январь-март 2011 года).

Похожая обстановка сложилась в СССР в конце ХХ века. «Закипел» и распался Советский Союз. Россия превратилась в «суверенное» государство (1985-2015 годы). Начался новый период «социальной смуты», растерянности, недовольства. Не удивительно, что интерес к русской и российской идее обострился снова.

Но между прошлым и настоящим взлётом интереса к российской идее вместилось целое столетие грандиозных событий. Каких?

1. Первая (28 июля 1914 г. — 11 ноября 1918 г.) и Вторая (1 сентября 1939 г. — 2 сентября 1945 г.) Мировые войны.

2. Февральская (буржуазно-демократическая) и Октябрьская (пролетарская) революции 1917 года.

3. Слом старой и создание новой российской государственности с её уникальными атрибутами.

4. Ликвидация безграмотности («ликбез»), начальное и всеобщее среднее образование.

5. Индустриализация СССР и его приобщение к современному научно-техническому прогрессу.

6. Создание военно-промышленного комплекса, легкой промышленности и колхозно-совхозного сельского хозяйства.

7. Выход человека в Космос.

8. Борьба двух мировых систем, и период их мирного сосуществования.

9. Борьба буржуазной и социалистических идеологий.

10. Период крушения «мировой социалистической системы».

Это перечисление можно было бы продолжить, но и так ясно: ХХ век – век поистине великих свершений и, одновременно, потрясений. Россия – их непосредственный участник. Ясно, что взгляд на мир в целом и российскую идею не мог оставаться прежним.

И что – очень важно! Между прошлым и современным подходами лежал период теоретического и практического освоения марксизма. Его, если даже очень захочешь, просто так не обойдёшь и на свалку не выбросишь. Хотя кое-кто из неучей и «Иванов, не помнящих родства» к этому стремится.

Марксизм, в отличие от праздных философствований прошлого, прямо связал теорию с жизнью и указал путь развития – «Уничтожение частной собственности и создание бесклассового общества». Коммунисты в СССР сделали эту задачу своим знаменем, гимном, практической целью. Но…

Между постановкой цели социальных, как и иных действий, и их практической реализацией - "дистанция огромного размера". Историческая практика показала, что осуществить построение коммунизма в конкретных условиях и с имеющимся «человеческим материалом» России невозможно. При этом я имею ввиду всех: и политическую элиту, и народ страны. Надо было бы, как учит теория управления, менять и корректировать цели развития, как это сделали, например, руководители Китая. Но лидерам России либо мудрости, либо элементарных знаний не хватило. И случилось то, что случилось. Общество снова встало перед вопросом: куда, как и с кем идти? Снова обострился интерес к поиску российской идеи.

Что же изменилось теперь? Как выглядят современные мир и пережившая период "смуты" Россия?

1. Поскольку информационное пространство мира стало единым (у Интернета здесь особая заслуга) в поиске российской идеи решили участвовать все. «Танцуют все!» - эту комическую команду приняли на свой счет многие из тех, к кому она явно не относилась. И началось! – Общую суть поиска и его результаты, я бы определил такой же комической фразой: «Что вижу - то пою!». В.В.Путин вспомнил о «конкурентоспособности», Б.В.Грызлов о «мировом лидерстве», какая-то дама из президентского аппарата об «освоении Марса», Протоиерей Димитрий Смирнов об «укреплении семьи»...

2. Но среди философов и социологов три главных направления осмысления российской идеи всё-таки сохранились, хотя и утонули в политическом и журналистском многословии.

3. На основе серьёзных размышлений, в русле третьего подхода мною в последние годы сделана попытка дать научно-философское обоснование российской идеи. В фундамент этого обоснования были положены достижения частных наук о природе и обществе. Вот эти науки:

1. Неравновесная термодинамика.

2. Синергетика.

3. Теория самоорганизации материальных систем.

4. Теория деятельности, как особой социальной формы самоорганизации.

5. Теория сознательного регулирования деятельности людей, как целостного процесса;

6. Учение о диалектике самоуправления и управления, как равных по сущности и значению сторон сознательного регулирования.

7. Созданная в ходе этих научных поисков Новая Философская Картина Движения субстанции или мироздания.

Реальным результатом этого поиска стал очень простой вывод: «Российская идея (как и идея глобализации) есть идея Ответственной Свободы».

Закономерен вопрос: «А какие же конкретные проблемы сегодняшнего дня решает идея Ответственной Свободы? – Ведь Вы, автор, только что упрекали поиски русской идеи в отсутствии связи с реальной жизнью»?!

Я признаю правомерность такой постановки вопроса. И одновременно нахожу связь этой идеи с каждым событием в каждой отдельной клеточке нашего огромного общественного организма.

1. Экономика. Свобода предпринимательства и социальная ответственность бизнеса. Обеспечение свободы для созидательного труда и творчества. Ответственность за все виды мошенничества и тунеядства.

2. Политика и право. Обеспечение жизни и свободы граждан, усиление их ответственности за покушение на жизнь и свободу других людей. Жесточайшая ответственность за применение физического насилия и экстремизм.

3. Духовная жизнь (система образования и воспитания, идеология, массовое сознание, СМИ, искусство, досуг). В каждой из этих сфер - свобода созидательного труда и творчества, ответственность за развращение детей, подростков, молодежи, основным стимулом поведения которых являются подражание, мода, рекламные образцы и т. д. Строжайшая ответственность за производство аморальных[i] продуктов (фильмов, телепрограмм, рекламы,), развращающих зрителя.

Идея Ответственной Свободы – это всеобщий императив[ii], определяющий поведение личности и социального института в обществе. Опираясь на него, каждый дееспособный человек может, если захочет, определить линию своего поведения и деятельности.

Первая особенность этого императива, в отличие от многих других, состоит в том, что он включен в каждый акт нашей духовной и физической деятельности, обращён к чувствам и разуму каждого человека.


Вторая его особенность – в том, что он не является специфически российским, чисто национальным. По своей сущности и содержанию он является всеобщим по отношению ко всем людям мира. Поэтому я и утверждаю, что получившая научно-философское обоснование «Российская идея Ответственной свободы» - это подарок всему человечеству. Это, в перспективе, в конечном счёте, - идея глобализации.
---------------------------------------------------------------------------------------------
[i] Аморальных –критерием здесь могли бы стать нормы православия или известного всем «морального кодекса строителя коммунизма». Кто забыл - может вспомнить.

[ii] Императи́в (лат. imperativus — повелительный, от лат. impero — повелеваю): общее нравственное предписание.

© Авторские права защищены, ссылка на текст публикации обязательна.

См.: http://ruidea20.ru/index.php/categorybl ... 1-05-22-48
Аватара пользователя
ДОЛ
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 24 апр 2009, 08:26

Вернуться в РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron