Российская Идея как Идея Глобализации
 
Посмотрите новые фото -...
Я решил представить их в нескольких разделах, как историю жизни военного человека.
 
Mainlink
Лучшие цены на рации в Москве.
 
МЕНЮ
 
ЧИТАТЬ СТАТЬИ:
Главная – О ВЕЧНОСТИ И АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ
 
* РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ И ИДЕЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ   
 
* РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ! ГДЕ ТЫ?
 
 
* НУЖНА ЛИ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ?    

Читать текст статьи
 
*Д И А Л Е К Т И К А (Еще раз о её сущности…)  
 

* С А М О О Р Г А Н И З А Ц И Я

Читать текст статьи

 

* СОЗНАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читать текст статьи

 
* НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА ДВИЖЕНИЯ
 

* ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА САМООРГАНИЗАЦИИ

Читать текст статьи

 

* САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ  

Читать текст статьи

 
* СВОБОДА КАК ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Читать текст статьи

 

* ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Читать текст статьи

 * РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ – ЭТО ИДЕЯ ОТВЕТСТВЕННОЙ СВОБОДЫ

Читать текст статьи

* ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ В СВЕТЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕИ

Читать текст статьи

 
ОПРОСЫ
Активных опросов на данный момент нет.
 
ТВИТТЕР
 
ПОИСК
 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА САМООРГАНИЗАЦИИ

Во всем многообразии природных объектов можно выделить два мощных пласта и соответственно две формы самоорганизации (противоположности существования):

1) объекты неживой природы – пассивная форма самоорганизации;

2) объекты живой природы – активная форма самоорганизации.

 

Я сам адресую себе упрёк в некоторой терминологической неточности. Ну, как, скажем, можно говорить о лазерном процессе как о «пассивном», если под ним понимают «усиление света в результате вынужденного излучения»? И всё же, имея в виду природную «гибкость понятий», предлагаю условно считать, что пассивная самоорганизация проявляет себя в физических и химических процессах, а активная – в процессах жизни.

На биологическом уровне активная самоорганизация является приспособительной и характеризуется умеренным противодействием живого организма изменчивым условиям внешней среды. Здесь присутствуют «опережение» совершаемых органической системой действий, поисково-ориентировочная деятельность и многие другие моменты, отличающие живую природу от природы неорганической.

Закономерным результатом развития активной самоорганизации является её социальная форма. Её мы вправе назвать творческой, или преобразующей. На этой ступени развития субстанциональной основы мира атрибуты активной самоорганизации сохраняются, но становятся более сложными и специфичными. На все её внутренние и внешние проявления начинает воздействовать сознание человека и общества.

На познание социальной формы самоорганизации обществоведов и философов, помимо их воли и желания, вывел системный метод познания, вошедший в моду в последней трети ХХ века. Изучая личность, малые и большие социальные группы, исследователи постепенно вышли на их системообразующую функцию. Ей оказалась деятельность. В процессах познания стал усиленно разрабатываться и применяться деятельностный подход к познанию социальных процессов. Но, что греха таить, упрёк в схоластичности философских, социологических и политических теорий иногда бывал справедливым.

Вспоминаются дискуссии по философским проблемам деятельности, проходившие под эгидой журнала «Вопросы философии» в 1985 году(см. ВФ, №№ 3,4,5.- М.,1985). И докладчики, и участники обсуждений были вынуждены признать, что процесс познания деятельности топчется на месте, что имеются случаи «навешивания деятельностной терминологии на давно известные процессы», и что сущность деятельности фактически не понята. Знакомясь с результатами дискуссии, я сожалел тогда, что никто из выступавших на научном форуме не сумел навесить деятельностный «ярлык» на самоорганизацию, более того, не заметил у деятельности даже тех сущностных свойств, которые видел Аристотель, сравнивая её с движением.

Не удалось сделать этого потому, что право исследовать деятельность справедливо присвоили себе психологи, социологи и философы. Самоорганизацию же, как способ существования открытых динамичных систем изучали естествоиспытатели, да и для них она была в диковинку. Преодолеть же разъединявшую их границу не смогли ни те, ни другие. Хотя с обеих сторон нередко появлялись почти тождественные характеристики деятельности и самоорганизации как способов существования, воспроизводства и развития материальных систем.

Так, у самоорганизации и у деятельности вдруг обнаружились роднящие их друг с другом свойства:

а) приём, обработка и передача информации;

б) регулирование процессов, происходящих внутри системы и направленных во внешнюю среду;

в) приспособление (адаптация) к внешним условиям существования системы;

г) активное взаимодействие развивающихся систем со средой;

д) направленность на достижение определённого результата («целеполагание»);

е)  самоуправление и управление две противоположности целостного процесса саморегулирования всех социальных систем.

Уже этого неполного перечисления общих признаков, на мой взгляд, достаточно для вывода о том, что самоорганизация в природе, постепенно обретая биологическую и социальную формы, превратилась сначала в деятельность животных, а затем, со временем, - в деятельность человека. Правомерным становится и новый, совершенно пока игнорируемый наукой и практикой вывод: деятельность людей является высшей (из нам известных), социальной, сознательно регулируемой формой самоорганизации. Смелости для этого «крамольного» утверждения не нашлось ни у естествоиспытателей, ни у большинства философов. Его предложил «чудак-диалектик», сделавший своим «хобби» мысленное развёртывание противоречий сущности и существования в интересовавших его процессах. Это в значительной мере, если не кардинально, изменило его понимание процессов движения.

Правда, справедливости ради отмечу, что на моё настырное стремление признать это теоретическое положение важным, я однажды услышал: «Но это же вполне понятно!?» И на этом - всё! Выводов из этого утверждения никто делать не собирался. А всё дело в том, что понятие «самоорганизация» даже в научном мире употреблялось тогда в обыденном смысле слова. Сущность и содержание этого только что открытого наукой и философией способа существования материи полностью игнорировались.

Каждый из нас привык считать научным подвигом систему Николая Коперника (1473-1543), который опроверг существовавшую более полутора тысяч лет схему расположения небесных тел Клавдия Птолемея (около 90-160). Прекрасно! А как отнестись к тому, что на основе достижений естествознания, синергетики, социологии и философии, вам предлагают новую «картину движения», ставшую достаточно простой и стройной?

Внимательно подумайте над  схемой Новой философской картины движения, представленной в предыдущей статье. Логика её построения мною описана. Как уже подчеркивалось, в ней представлена логика поступательного развертывания противоположностей сущности и существования. Но что важно!? Перед нами открываются не частные параметры и уровни организации материальных полей, частиц и тел, не визуально воспринимаемые уголки вселенной, а Всеобщая картина дифференциации процесса движения.

Важность естественных наук, открывающих миру бесчисленные свойства субстанции или субстрата, огромна. Нельзя отрицать и величия «второго начала термодинамики», установившего наличие в природе фундаментальной асимметрии (однонаправленности всех спонтанных процессов) и, с опозданием в тысячу лет, давшего миру собственное подтверждение основного закона диалектики. И всё же диалектика как область всеобщего знания великолепна(!), если в век поистине космического взлёта науки и техники дарит миру новое открытие. Новая философская  картина движения - это «звучит гордо»!

Не удержусь и приведу слова, нет – не философа, а естествоиспытателя. В статье «Физика, философия и научный прогресс» (1950 г.) А.Эйнштейн писал: «Если под философией понимать поиски знания в его наиболее общей форме, то её, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий. Но верно и то, что различные отрасли науки, в свою очередь, оказывают сильное влияние на тех учёных, которые ими занимаются, и, кроме того, сильно воздействуют на философское мышление каждого поколения».

Почти на целый век отстал физик А.Эйнштейн от философа Ф.Энгельса, утверждавшего коротко и ясно: «Диалектика будет менять свою форму с каждым новым великим достижением в области естествознания». Но то, что он всё-таки пришёл к таким же выводам, - само по себе прекрасно.

Современная диалектика, постоянно верная себе и достаточно последовательная, предлагает взглянуть на процессы происходящие в мире иначе, по-новому..

Философское знание о движении, отражающее его всеобщие законы и формы, до середины ХIХ века сводилось к тому, что представлено в первом разделе схемы. Каждый элемент этого раздела: движение как изменение вообще, направленное и необратимо направленное движение, прогресс и регресс, - все они были предметом внимания и научного познания.

Но вот приближается ХХ век и своё место в описании движения занимает марксизм. Признавая, развивая и уточняя известные взгляды, он привлекает особое внимание к такой сфере движения (третий раздел схемы) как деятельность людей и животных. По Ф. Энгельсу, существуют физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения. К.Маркс основательно изучает структуру общественной формы движения, выделяет в её системе предметно-практическую и духовную деятельность людей как противоположности (как я настойчиво пытаюсь утверждать) существования. Практика была всесторонне исследована и предстала перед нами как основа, цель и критерий истинности процесса познания.

Советскими философами (нельзя забывать об этом) скрупулёзно исследованы происхождение, сущность и структура индивидуального и общественного сознания, эмпирические и рациональные формы познания. На благодатной ниве познания «духа» с философами дружно трудились психологи, социологи, физиологи нервной высшей деятельности – все, кого побуждал к этому исследовательский интерес. Но, стоп!

Кое-что в философском знании о духовной деятельности надо поправить, и об этом речь пойдёт в следующей статье сайта.. Главное, что строго фиксирует представленная схема, - до появления теории самоорганизации в ней просто не могло быть второго раздела.

Чтобы не возвращать вас к началу статьи, я ещё раз представлю вам эту важную схему.Как видим, философские обобщения данных кибернетики и синергетики, позволили перекинуть изящный и, в то же самое время неоценимый по научному значению, мост над пропастью, зиявшей между знанием о движении, как атрибуте мироздания, и представлениями о происхождении жизни на земле. Перестали быть загадкой причины многообразия видов животных и растений, расовой и национальной дифференциации человечества. Последние не существуют теперь как возникшие по воле случая или даже по зову практики. Они органично вписались в единую логику развития природы и стали отражением закономерного возникновения на Земле многообразных форм жизни, материальной и духовной деятельности человека, со всеми их трагедиями и триумфальными взлётами.

Новая философская картина движения - это образ мощного прорыва самоорганизации через бескрайние и могучие заслоны хаоса. Она открывает перед человеком скрытые от него «тайные цели», «стратегию» и «тактику» движения материи по пути прогресса. Если каждого из нас толкают «вперёд и выше» растущие потребности, то природа к ним глубоко безразлична. Она идёт своим путём, и тут мы бессильны. Не познаем её желаний, не согласимся их выполнить, и она задушит нас парниковым эффектом, погубит всемирным потопом, откроет над нами не озоновые, так иные дыры. Она будет сталкивать массы людей в революциях, бунтах, потасовках, террористических актах, государственных переворотах и т.д. Отсюда задача – проникнуть в тайные цели Земной природы. Новая философская картина движения может и должна помочь этому.

Декабрь 2003 года.

 © Авторские права защищены, ссылки на тексты сайта обязательны.

 

 

Печать Опубликовано: 04.01.2008 | Просмотров: 11448

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Приглашаю на сайт, развивающий идеи представленные на данном сайте -

 
В КОНТАКТЕ