Российская Идея как Идея Глобализации
 
Посмотрите новые фото -...
Я решил представить их в нескольких разделах, как историю жизни военного человека.
 
Mainlink
 
МЕНЮ
 
ЧИТАТЬ СТАТЬИ:
Главная – О ВЕЧНОСТИ И АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ
 
* РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ И ИДЕЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ   
 
* РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ! ГДЕ ТЫ?
 
 
* НУЖНА ЛИ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ?    

Читать текст статьи
 
*Д И А Л Е К Т И К А (Еще раз о её сущности…)  
 

* С А М О О Р Г А Н И З А Ц И Я

Читать текст статьи

 

* СОЗНАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читать текст статьи

 
* НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА ДВИЖЕНИЯ
 

* ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА САМООРГАНИЗАЦИИ

Читать текст статьи

 

* САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ  

Читать текст статьи

 
* СВОБОДА КАК ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Читать текст статьи

 

* ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Читать текст статьи

 * РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ – ЭТО ИДЕЯ ОТВЕТСТВЕННОЙ СВОБОДЫ

Читать текст статьи

* ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ В СВЕТЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕИ

Читать текст статьи

 
ОПРОСЫ
Активных опросов на данный момент нет.
 
ТВИТТЕР
 
ПОИСК
 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

 После всего уже сказанного, думается, что в общетеоретическом и обыденном смысле мы вполне созрели, чтобы от рассуждений о свободе и необходимости перейти к следующей теоретической проблеме. Пришло время дать обоснование ответственности как неотъемлемого атрибута сознательной человеческой деятельности.

После всего уже сказанного, думается, что в общетеоретическом и обыденном смысле мы вполне созрели, чтобы от рассуждений о свободе и необходимости перейти к следующей теоретической проблеме. Пришло время дать обоснование ответственности как неотъемлемого атрибута сознательной человеческой деятельности.

Набивающему свою бездонную утробу и «абсолютно свободному» рыночному миру сегодня крайне важно подумать о ближайших и отдаленных последствиях своих действий. Именно к этому призывал всё тот же Джон Локк. «Если свобода, истинная свобода, состоит в том, чтобы освобождаться из-под власти разума и отбросить то ограничение, которое налагают на нас изучение или суждение, удерживающее от выбора или совершения худшего, то сумасшедшие или идиоты суть единственно свободные люди... Но кажется мне, ради такой свободы никто не предпочтёт сойти с ума».

Англичанин до мозга костей Джон Локк, пожалуй, всё-таки ошибался. Его не читали, или совсем не поняли нынешний Премьер Великобритании Тони Блэр и его многоопытные советники, предпринявшие, прислушавшись к призыву США, агрессию против Ирака. Их великого предка почитают скорее в России, чем на собственной родине.

Спросите у философа, что такое ответственность? Он скажет вам, что это «социологическое понятие, отражающее объективный, исторически-конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований».

На тот же вопрос юрист ответит, что это – «правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом». И о каких только формах ответственности административной, гражданской, дисциплинарной, материальной, уголовной, солидарной, долевой и т. д. - не наговорят вам нотариусы и адвокаты!?

Но скажите, пожалуйста, кто из них сумел соотнести ответственность с сознательным регулированием деятельности людей, с самоуправлением как его особой формой и, наконец, со свободой как эмоционально переживаемой возможностью, захлебываясь от восторга, бегать, кричать, кувыркаться, иначе говоря, творить, что заблагорассудится? Ответ на этот вопрос до предела краток и ясен. – «Никто!»

 

 

 

 

 

Задаю себе вопрос: почему? Да потому, что никто из исследователей общества не захотел проникнуть в сущность духовного процесса ответственности, соотнести её с генеральной линией развития общества, человечества и, наконец, Земной Цивилизации. Как всё-таки просто, не заглядывая в суть вещи, пользоваться ею, как кнутом или нагайкой, средством угрозы или духовного насилия...?

Между тем, мы будем просто вынуждены вскрыть её социальную сущность потому, что озабочены поиском будущих отношений между людьми, исследованием социального идеала, к которому человечество должно осознанно стремиться!

Самым естественным образом открывается эта сущность тогда, когда в системе деятельности личности (социальной группы и т. д.) её самоуправление  натыкается на объективно действующий или общественный закон, даже если он никем и никогда не изучен и не описан. Она буквально всплывает на поверхность, когда вступает во взаимодействие со всей системой социального права, морали и нравственности, этикета и общественного мнения, то есть всего того, что мы называем «внешней средой».

В этом смысле ответственность - есть принудительное или самостоятельное ограничение свободы и самоуправления личности и социальной группы тем, что мы называем внешними условиями деятельности – объективно действующими природными законами, правовыми актами и нравственными нормами, возникшими в обществе, а также обязательными, в силу их особой специфики, управленческими требованиями.

Ответственность, если говорить о ее философской сущности, является одной из форм разрешения диалектического противоречия между свободой субъекта деятельности и объективно действующими в природе и обществе законами ( то есть необходимостью). С другой стороны, конкретные формы ответственности весьма многообразны и зависят от конкретных условий и способов деятельности людей.

Как свобода есть выражение объективно существующей способности личности или социальной группы к самоуправлению, так и ответственность есть отражение объективно действующих на них внешних условий. Как свобода проявляет себя в различных (экономических, политических, правовых, моральных и других) социальных формах, так и ответственность словно «зловещая тень», сопутствует этому её проявлению.

Декабрь 2003 года.

© Авторские права защищены, ссылки на тексты сайта обязательны.

Печать Опубликовано: 04.01.2008 | Просмотров: 5966

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Приглашаю на сайт, развивающий идеи представленные на данном сайте -

 
В КОНТАКТЕ